Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами" в СПБ 5-7 октября 2018 г.. - Групп-анализ
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 

Семинар Гилы Офер “Группанализ в работе с Большими группами” в СПБ 5-7 октября 2018 г..

Конспект 5-ти лекций семинара.

 

Гила Офер, доктор философии, клинический психолог, тренинговый психоаналитик и групповой аналитик. Является основателем и паст-президентом Тель-Авивского института современного психоанализа (TAICP) и одним из основателей Израильского Института Группового Анализа (IIGA). Преподаватель и руководитель Программы психоаналитической психотерапии в Тель-Авивском университете, а также факультете TAICP, IIGA и Чикагском Центре психоанализа. Она также проводит обучение групповому анализу в Стамбуле и Бухаресте.

Доктор Гила Офер является членом исполнительного совета, паст-председателем группаналитического отдела Европейской федерации психоаналитической психотерапии (EFPP), координатором стран Восточной Европы EFPP и редактором EFPP Psychoanalytic Psychotherapy Review. Она публикует свои работы в ведущих журналах и преподает в Израиле, Европе и США.

Семинар Гилы Офер, лекция 1, 5 октября 2018 17.00-18.30

Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"
В 2020 году совместная конференция российско-израильская.
Я была в Ставрополе и Москве, теперь в СПБ.

Почему я провожу Большие группы?

Я изучала клиническую психологию и проходила психоаналитический тренинг. Я работаю с индивидуальными клиентами, но все больше провожу времени с Большими группами. Также я провожу малые группы.
Мой свекр был скульптором, он начинал с маленьких скульптур, но чем старше становился, тем больше становились его работы. В последние годы он работает над огромными скульптурами.
Работая с индивидуальными клиентами, я поняла что работаю с малой группой внутри клиента.
Работая с малыми группами, я поняла что работаю с большими группами внутри малых. Поэтому я решила работать с большими группами или социальным бессознательным напрямую.
Я хотела привести пример сына – когда ему было 8 лет, мы с ним танцевали дома. Когда у него стал выбор, чем заниматься в школе – он спросил, а что ты хочешь? Хочу танцевать. Танцуй, сказала я ему.
Я была рада его выбору танцев, потому что до того, как я стала психологом, я танцевала, и я была рада, что он будет танцевать.
Когда он пришёл из школы, я спросила – ты записался?
Он сказал – нет
Почему?
Потому что я пришёл, а там были одни девочки и один мальчик. Я подумал, что все будут смеяться надо мной и поэтому я не записался.
Де Маре говорил, что ребёнок впитывает культуру с молоком матери. Это пример как Большая группа влияет на принятие персональных решений.
Когда сыну было 12 мы шли в школу в обнимку, мы с ним были очень близки, много разговаривали. Но перед школой он отстранился и сказал , не иди слишком рядом. Потому что надо мной будут смеяться за то что я обнимаю маму.
Это ещё один пример как большая группа влияет на личность.
Фрейд тоже об этом знал и писал о взаимодействии Мама-Ребёнок и Папа-Ребёнок. Но в конце своей жизни он написал статью про взаимодействие Группа и Ребёнок. Но в основном его интересовало взаимоотношение: Мама и Ребёнок.
В Англии группы рассматривали Бион и Фоукс. И их различная история жизни наложила отпечаток на то, какие подходы к групповой терапии они выбирали.
В работе с малыми группами я использую подходы Фоукса.
Бион родился в Индии, его отправили в 8 лет в школу интернат. И он долго не видел маму. Это был его первый травматический опыт. В Первую Мировую войну он был командиром танка и получил ранение.
Изучал психиатрию, как аналитик сложился под влиянием Мелани Кляйн.
Фоукс он психиатр и еврей из Германии, бежал в Англию в 33 года. Его взгляды сложились под влиянием Фрейда. На профессиональное развитие оказала влияние французская школа Роберта Элая ( может быть де Лайя???) и мы видим многие работы как отражение этого взгляда.
Во 2 мировой войне их пригласили в Норфилд в Бирмингеме  и они работали с солдатами с посттравматическими неврозами.
Бион сразу стал работать с большими группами со всем госпиталем.
Фоукс начал работать с малыми группами и этот подход он начал ещё до военного госпиталя.
Бион, поскольку находился под влиянием Кляйн, основывался на диадном подходе – аналитик и группа.
Фоукс много уделял внимания коммуникациям и интерперсональному походу.
Его подход в том, что уделяется отдельному человеку,  малой группе и большой группе.
Идея уровней – личное, семейное, социальное.

Подход Гилы Офер

Я наоборот перешла от Бионовского подхода к Фоуксеанскому. В Израиле мы все работали в Бионовском подходе. Но 25 лет назад (1992?) приехали коллеги из ИГА и привезли новые идеи и я их применяю.
Нас учили работать с индивидуумом, а потом как-то перешли к группам. Обычно вели группы с ко-терапевтами. Применяли подход Биона, мы применяли интерпретации к группе в целом, соблюдали дистанцию, в основном молчали, группа становилась все более беспокойной. Иногда мы давали интерпретации, но это дало очень сильный эффект, люди отказывались идти в Группу.
Потом мы учились у коллег из ИГА и нам стало это интересно. И в Израиле подход Фоукса становился все более и более популярным.

Почему Большая группа

  • Большинство участников в БГ находиться в регрессированном состоянии. В них происходит расщепление, появляется агрессивная часть, о которой многие из них даже не подозревают. Это часть, которая относится к ненависти и агрессии. И они должны научиться управлять этой частью, чтобы получить …. (так и не понял что получить) … например, один человек, добрый и мягкий на БГ, начал атаковать меня, называя мягкой, меловой. Потом он обратился к другой участнице с такими же претензиями. И тут понятно, что он вступил в контакт со своей нападающей частью. Хочу подчеркнуть, что навык обращения со своей Агрессией и Ненавистью очень важен, потому что мы не можем в реальной жизни быть всегда хорошими.
  • Осознание себя своего голоса в большой группе. Большинство людей в БГ чувствуют себя неуверенно и в больших организациях они замолкают и не могут говорить. Работая с БГ, человек обретает уверенность в своём голосе. (Конференции, фэйсбук). В нашем институте принято приглашать на свои группы коллег, которые нравятся. А на тех, кого не приглашают, это оказывает большое влияние. Они обижаются. Например, мне нравится тема “Социальная матрица сновидений” и я могу взять 10 человек, и я приглашаю тех, кто мне нравится. С одной стороны, нет ничего противозаконного, но тем, кого не приглашают, становиться очень неприятно. У нас в институте это никогда не обсуждалось. В БГ института 60-80 человек. Однажды женщина, которую не пригласили ни в одну из групп, подняла этот вопрос о том, что на неё плохо воздействовало, что её не пригласили. А после неё человек проигнорировал и стал говорить о чём-то другом. Я как ведущая сказала, что группа проигнорировала эту важную тему. И это проняло БГ, и они начали говорить про тему неприглашенных или тех, кто никому не нравится.
  • Койония.  Это не личностное взаимодействие. Это ощущение, когда не знаешь человека очень близко и глубоко, но можешь с ним взаимодействовать, понимать, койония – это навыки создания диалога между людьми, которые не имеют близкого знакомства.

Я хочу привести примеры постфоуксиканцев. Они работают с группами.

Первый автор – некто Триггер. Триггер был в группе Фоукса. Фоукс вообще не проводил больших групп, а работал только с малыми. Триггер в работе с группами применял бионовский подход: ведущий и группа в целом.

Его идеи кратко:
  • 1.Большая Группа всегда имеет психотический разум. БГ – это психотик.
  • 2. Он всегда был мягким и понимающим в начале и в конце группы. Но в процессе работы группы он дистанцировался от неё и давал ей возможность из-за фрустрации регрессировать.
  • 3. Он был весьма пессимистичен по отношении БГ. Он не верил в преимущества большой группы – потому что БГ – это психотический разум. (Как может помочь Психотик невротику, допустим, чтобы стать лучше? )
Пари де Мари  – он уделял внимание социальным аспектам бшг. Человек в бшг учиться быть человеком.

Семинар Гилы Офер, лекции 2-3, 6.10.10, 12.30.

Хочу обобщить вчерашнюю лекцию.

Бион и Фоукс, они оба стояли у истоков группового психоанализа, у них была личная и профессиональная история. Сегодня я расскажу о разнице подходов этих двух авторов.
Я упомянула три аспекта, почему нам нужны Большие Группы.
  • Я упомянула, что регрессия вызывает отщепление. Отщепление позволяет исследовать отщеплённые части через проекцию на элементы большой группы.
  • Обретение своего голоса.
  • Койнония. Это способность вести диалог между людьми, которые не являются близкими знакомыми. Речь о том, что даже не зная человека, вы можете вести диалог и сотрудничать.
Хотя Фоукс упоминал большие группы, но сам с ними не работал. Отчасти от того, что у него самого была такая травматическая предыстория. И я говорила, что многие годы теория Фоукса к объяснению больших групп не применялась.
Я упомянула его последователей:
  • Триггер – он кляйнианец- он пессимистично относился к способности большой группы приводить к изменениям, но считал их полезными так как они помогают обнаруживать наши регрессировавшие части.
  • Патрик де Маре. Большие группы, койнония.

Сегодня я расскажу про последователя Фоукса Шакеда.

Он жил в Вене, и поэтому был под большим влиянием Фрейда.
  • Он рассматривал большие группы как единое целое, у которого есть лидер. И время от времени сама группа и её лидер идеализируются и обесцениваются.
Фрейд говорил, что обществу нужен лидер и идеология – это связывает людей в единое целое. И нужно как идеализировать лидера, так и обесценивать его. Он работал в парадигме Фрейда ещё до Фоулкса.
Поскольку он еврей в Вене, все обращения к нему  он интерпретировал как отношение к нему как к лидеру-еврею в Вене.
  • Он не обращает внимание на максиму Фоулкса, что в фокусе нашего внимания должна быть коммуникация между людьми.
  • Фоукс в своей теории старается не видеть, не замечать агрессивные части проявления группы. Особенно Агрессию, которая направленна на лидера. Его идея – прогрессивная,  а не регрессивная группа. И эта идея была основной долгое время у группаналитиков.
  • Появление идеи негативного переноса, антигруппировка, регрессивной группы в Группанализе.
Нитсан и его книга “Антигруппа” – именно он привнёс идею в теорию фокуса, что в группе есть не только прогрессивные, но и регрессивные части. И когда размышляем о Большой Группе, нужно понимать дихотомию группы – что там есть прогрессивная и регрессивная часть.
  • Поскольку Фоукс столкнулся с нацистами он очень хотел уйти от концепции лидера, который куда-то ведёт и может приводить к ужасным результатом. (Дирижёр в идеале никуда не ведёт, а даёт возможность развиться всем процессам на группе)
  • Фоукс хотел подчеркнуть положительную роль лидера в группе, что лидер поддерживает прогресссивность группы.
Но нужно помнить, что в группе есть регрессивные и прогрессивные части, и это можно и нужно делать в контексте Большой группы.

Группанализ и психоанализ.

Когда я говорю о влиянии психоанализа, я не говорю о взаимодействии с группанализом, а именно, о влиянии. Потому что психоанализ развился до Группанализа.
Говоря о влиянии психоанализа, я хочу упомянуть трёх авторов – Винникот, Кохут и Огден. Они все из объектной школы теории психоанализа.
Бессознательное – это всегда взаимодействие личностей. Даже в психоанализе – это взаимодействие между личностью аналитика и анализанда.
Когда мы говорим о Группанализе, мы говорим, что нет индивидуального бессознательного в отрыве от бессознательного окружения. Индивидуального бессознательного самого по себе не существует.
  • Огден говорил, что в индивидуальной работе можно делать интерпретации, основанные на классической теории психики. Но самое главное, что происходит с аналитиком и анализандом в анализе, не то, что проговаривается, а что отыгрывается. Мы должны обращать внимание на то, что происходит между аналитиком “здесь и сейчас” и концептуализировать это.
  • Винникот сделал большой вклад. Но самая главная его идея, на мой взгляд, что аналитик должен быть виден как человек в целом. Это не должен быть ролевой стереотип – который мычит, угукает и издаёт интерпретации. Его должны видеть и воспринимать как человека в целом. Как на нашем мероприятии, я могу быть ведущим большой группы, лектором, ведущей социальных сновидений и говорить о личных вещах, потому что вы меня воспринимаете разносторонним человеком.
  • Кохут говорил, что в каждом из нас есть нарциссические раны, и на первом этапе аналитик должен представляться неким идеалом, чтобы анализанд мог чувствовать себя спокойно, зная, что он будет зависеть от идеального аналитика.
Ведущий Большой Группы должен быть виден, воспринимаем и идентифицируем участниками, только таким образом мы можем включить тренировку эго в действии.

Группаналитический подход к группам.

Три аспекта:
  • Мультиличностный  подход – не группа в целом, а как собрание личностей и наша задача – помочь им  в этом взаимодействии.
  • Прогруппа – мы воспринимаем Группу как прогрессивную. В центре внимание находиться участник.
  • Децентрализация – ведущий должен быть скромным и не бояться передавать власть группе.
Вначале подход к группам был Бионовский, а потом сменился Фоуксиканским.
Эти два подхода взаимовлияют друг на друга, но между ними есть большая разница.
Подход Тэвистока-Биона применяется в основном на конференции по работе с группами, а Фоуксиансий с группами, учебными, обычными и в работе с населением.
Подход Биона – это диадный подход – ведущий и группа в целом и все интерпретации делаются группе в целом.
Подход Фоукса – интерпретации могут делаться мультиличностные, то есть мы можем делать интерпретации и отдельному участнику тоже.
Студентам говорю, что роль дирижера самая трудная – когда мы делаем одну или другую интерпретацию. Но я всегда помню, что если я делаю интерпретацию отдельному участнику, то это относится и к группе в целом, и наоборот к группе – к участнику.

Бион

Как следствие диалогов подхода, модель Тэвистока предполагает противостояние, противодействие между группой и властью. Все базовые допущения Биона как раз и касаются животного противодействия группы и власти.
Так интерпретации могут быть направлены на отдельного участника, на подгруппы или группы в целом, так что мы можем охватывать все эти уровни.
Когда мы работаем по Биону, у нас есть 4 базовых допущения – три регрессивные, а четвёртое – прогрессивное.
  • 1. Борьба бегство
  • 2. Образование пар
  • 3. Мессия или зависимость
  • 4. Рабочая группа.
В любом случае это все основывается на диалоговом подходе – мы либо боремся с лидером, либо убегаем, либо мы образуем пару, чтобы спасти Группу явлением мессии.
Когда мы говорим о понятии Рабочая группа – это значит, что группа может работать, использовать свои ресурсы, навыки и не зависеть от управления из-вне для достижения групповых целей.
  • Элементы: Матрица основания и социальное бессознательное
  • Опасения: Бион – мы опасаемся регрессии в психоз. Фоукс – мы верим в Группу, в то, что группа сама может предпринять усилия для решения проблем.
  • Эмоции и восприятие группы: Бион – беспокойство. Вы сталкиваетесь в любой группе где аналитик дистанцируется от группы. Группаналитический подход – доверие группе.
Если я ничего не говорю, это значит, что я верю в Группу, что она в данный момент может сама себя вести вперёд, сама может справиться.
Это одно из главных удовлетворений при работе с группой, что участники группы могут сами ставить вопросы, с ними работать и прорабатывать. Когда я виду такие группы, я чувствую себя счастливой и я говорю, как я сильно вас люблю. Это не значит, что они не могут быть агрессивными, а то, что они сами могут себе помочь.
  • Цели: Бион– исследование. Группанализ – психотерапия и рост.
  • Успех (как объяснить): Бион информативный и не информативный. Информативный – много информации. В группаналитическом подходе – главное научиться терпеть голос другого, общаться с другими плодотворно и с пользой для себя.
Когда я говорю – формативный или образующий – это, когда человек открывает для себя что-то новое. Группа формируется в новую Группу. В группаналитической группе есть дополнительный успех – это трансформация. Это, например, преобразование ненависти в диалог. Или кто-то может обрести свой голос в группе и стать очень влиятельным.
Ещё исследование своего авторитета и власти. Успех не однозначен, это ведь не только деньги, власть. Это то, как мы добиваемся своего авторитета и власти.
  • Разница в роли ведущего в каждой модели: Бион-Тэвисток подход – ведущий, подчеркиваю, не дирижёр, а ВеДущий!!! Ведущий должен быть отстранённым, нейтральным и не слишком много раскрываться, не слишком много говорить. Группанализ– термин “дирижёр”, его роль – наблюдающий моделирующий и вовлеченный. Своего рода, участник-наблюдатель.
  • Графическая визуализация: Бион-Тэвисток – два кружочка, ведущий-группа. Группанализ– кружочек, дирижёр и много кружочков.

Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"

Когда вы говорите что вы их любите – вы это в слух говорите?
Обычно про себя, но однажды не сдержалась и сказала в слух.
Разница в интерпретации в разных подходах в чем?
У Биона – групповые интерпретации, а у Фоукса – мультиличностные.
Может ли группа в состоянии базового допущения по Биону  сама работать? Или аналитику нужно вмешиваться чтобы помогать или нужно молчать? Разница между регрессивной и прогрессивной группой? В той регрессирует, а в другой прогрессирует?
Фоукс даст возможность развиться всем процессам.Бион не претендовал на власть просто он работал с переносом как узким спектром на ведущего, а Фоукс исследовал множественный перенос.
Регрессивная  группа – это когда регресс отыгрывается, а прогрессивная, когда они об этом говорят.
И если в первом случае дирижёр должен это собирать, то втором случае – молчать.
В прогрессивной – он не один сам по себе,  младенец – дай мне сиську, а может обратиться к другим – помогите мне, я что-то не понимаю.
Если мы отыгрываем чувства, это – регрессивная группа, если говорим, это – прогрессивная группа, это – рабочая группа, в которой имеет место и отзеркаливание, и резонанс, и обмен информацией, а не только атаки друг на друга.
Это три формы коммуникации, которые очень полезны и приветствуются в Группанализе. Эти вещи важны и больших и в малых группах. И ведущий старается способствовать этим моделям поведения, а не только давать интерпретации.
Вчера интерпретация, что группа бомбардирует нашу пару ведущий-переводчик, она была по Биону. А группаналитическая, когда кто-то упомянул, что в этой группе есть преподаватели и студенты и это делает её сложной. И после того, как я обратила внимание группы на это, меньше стало стрельбы и преподаватели тоже стали высказываться.
Это не значит, что исчезла конкуренция, с конкуренцией все было хорошо!!!, и я должна была выбрать – на какой из аспектов обратить внимание группы, и всегда этих аспектов много.
Это не значит, что группа слушает ведущего. Но ведущий должен быть скромным, не лезть вперёд. И группа может пойти или не пойти, но ведущий должен продолжать анализировать и не ждать, что все будут его поддерживать и идеализировать всегда.
Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"
Я ещё добавлю: контекст нашей встречи связан с тем, что недавно Израиль сбил военный самолёт России. Это – контекст и базовая информация, о которой упоминалось вчера.
Контекст – это существование агрессии в современном мире и это оказывает влияние на нас сидящих. Здесь в  СПБ.
И ненависть, направленная на меня как на дирижера, частично была обусловлена этим сбитым самолётом. Но когда мы обращаем внимание, что существуют подгруппы, конкуренция, беспокойство – это то, с чем мы можем работать.
Если мы это говорим, мы это осознаем, и поэтому мы можем это прорабатывать.
Когда мы говорили о причинах беспокойства, что здесь в зале разные люди из разных регионов, но более существенная причина, что в большой группе собрались студенты и преподаватели.
Сам факт нахождения в одном зале с преподавателями – это очень тяжело обоим. Всем тяжело.
Я написала статью под влиянием летней школы в Казахстане в 2010г.
В Казахстане я была в шоке, когда в одной аудитории сидели профессионалы и пациенты. Когда встречаются профессионалы это одно. А когда пациенты и их аналитики?!!
Я сравнила эту ситуацию с Англией 30-х годов, когда Винникот был аналитиком сына Кляйн и анализировал этот случай у Кляйн.
Фрейд анализировал дочь Анну. Ещё он супервизоровал аналитика своего внука.
Ситуация в Казахстане
Я вела супервизионную Группу. Аналитик рассказывала случай про то, как не нравится клиент. Открылась дверь и вошёл этот пациент, и аналитик замолчал. Я с этим справилась, но это…. сильное нарушение границ!
И вчера было много выстрелов с разных сторон, это, действительно, отчасти связано с нарушением сеттинга, но основной причиной беспокойства было нарушение безопасности, базовое допущение было борьба-бегство. Но я работала в своей собственной модели, а не в модели Тэвистока.
Преобразующий эффект происходит из-за того, что мы объясняем мотивы.
Ведущий должен работать в группе на разных уровнях:
  • 1. Административные границы – сеттинг.
  • 2. Транслирование и перевод действий и слов на вербальный уровень.
  • 3. Интерпретация – придавать значения, что за этим стоит.

Семинар Гилы Офер, лекция 4, 6.10.18, 15.00.

Тема: Личные и социальные аспекты сновидений.

С одной стороны, Сны всегда привлекали людей, с другой стороны, люди боялись снов.
  • В древности думали,что сны – это информация, которая приходит извне. Позднее они поняли, что эта информация приходит изнутри. (Фрейд первая глава книги “Интерпретация снов”.)
  • Отмечалось, что сны как нечто, приходящее изнутри, отражают чувство вины.
  • Считалось, что сны – это предостережение. Если вы что-то не так сделали, вас предупреждают, что будет что-то не так.
  • Так как сны идут изнутри, мы привыкли, что сны – это интимное, и поэтому мы делаем секрет из своих снов.
  • Мы помним только 5% наших снов. А о том, что помним, возникает делание поделиться с другими.
  • Когда рассказываешь сон, есть чувство, что ты делишься чём-то секретным.
Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"
В древних культурах была традиция собираться вместе и выносить из снов важную информацию. Например, индейцы в Америке имели традицию собираться по утрам, а шаман в зависимости от того, что услышал, делал выводы, чем им заниматься в течении дня.
Из Библии мы знаем, как люди интерпретировали сны, предсказывая свою судьбу. Мы помним, Иосиф видел двенадцать ростков пшеницы и они поклонялись тринадцатому. Братья решили, что что-то про них и решили его убить.
Египтяне просили Иосифа интерпретировать семь хороших коров и семь плохих. Он сказал, что речь идёт о семи хороших годах и семи плохих, и египтяне подготовились к будущему.

Аспекты сновидений

Не будем обсуждать вопрос терапевтической работы со снами.
А рассмотрим, как один и тот же сон можно рассматривать как с терапевтической, так и социальной точки зрения.
Сон Якова.
Он спал, и приснилась лестница в небеса, и наверху стоял Бог.
Интерпретации
  • В искусстве – лестница с ангелами и приятная атмосфера или более параноидальная и не такая радостная, когда лестница в небо – недосягиваемая.
  • Персональная интепретация снов – разные люди интерпретируют по-разному. Мы должны быть скромными аналитиками и не говорить, что моя интепретация – самая правильная
  • Есть социальный аспект этого сна. Яков, он один из основателей израильского народа. И в Библии он тоже имеет социальное значение.
  • Если рассмотрим Библию как мифологическую книгу, также найдём социальный аспект этого сна.
  • Гойя изображает свои сны на картинах. И он для этого сна нарисовал 80 набросков. Изображает себя спящим, он устал от посещения всех своих хозяев. В то время в обществе процветала коррупция, слабоумие и отсутствие порядка.
Фрейд об индивидуальном и социальном:
Контраст между групповой и индивидуальной психологией исчезает, когда мы рассматриваем их индивидуально.
Правда, что индивидуальная психология исследует индивидуальные импульсы. Но в редких случаях индивидуальная психология может рассматривать отношения человека и других.
В экспериментальной жизни человека – другой всегда присутствует как слушатель и наблюдатель. Поэтому индивидуальная психология является и социальной психологией тоже.
И это замечательно. Фрейд подчеркивает, что нельзя рассматривать человека в отрыве от группы.
Психика не существует независимо от других.
Социальная Матрица сновидений – это метод, в котором группа людей собралась вместе чтобы обсудить сны.
Исторически к нам относились как к толкователям, которые могу предсказывать будущее.
Также для нас важны взаимоотношения Сна и Другого.
Рассказывая о сне, человек делает что-то.
Гордон Лоуренс применил этот метод.
Он собирал сны людей в период 1933 года и написал книгу. Третий рейх в снах. И пришел к выводу, что в снах люди могу предвидеть будущее. Они предрекли то, что происходило.
Гордон Лоуренс назвал это матрицей потому что из матрицы все растёт.
  • В терапевтических снах в центре находиться сновидец. Мы интерпретируем сон без сновидица. В социальных сновидениях сон находится в центре.
  • В терапевтическом сне мы рассматриваем прошлое. Исследование от настоящего к прошлому. В социальном сне мы ведём от настоящего в будущее.
  • В терапевтическом сне мы рассматриваем Эдипов подход, в социальном – Сфинкс Энигму.
  • В терапевтическом сне исследование находиться в центре. В социальном сновидении мы ставим  в центр общество.
  • Терапевтический сон это определенный контекст и смыслы. А социальный способ анализа сновидения – неопределенный и может раскручиваться бесконечно.
Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"
Где может использоваться социальная матрица сновидений?
В школах, больницах, в классах,
После первого дня сопротивления когда люди преодолевают привычку скрывать сны , народ начинает с удовольствием болтать.
На этом остановлюсь.

Семинар Гилы Офер, лекция 5, 7 октября 2018 11.30

Первая часть, 45 мин – организация и большая группа.
Вторая часть – рефлексия в круг по поводу 3 дней.

Тема: связь организации с большой группой.

  • Организация по своей природе генерирует амбивалентность. Иногда её относят к большой группе, чтобы обеспечить безопасность и регрессию.
  • С другой стороны, организация не относится к конкретным личностям. Она основывается на иерархии, статусе, сепарации и разделении, и поэтому провоцирует нарциссические феномены  и может принимать различные формы: исключение, поглощение, преследование. Это активирует механизмы расщепления и сеттинг атакуется прямо или косвенно.
Нет ничего удивительного для человека – ненавидеть ту организацию, к которой он относится. И это подталкивает человека выбирать между двумя ситуациями. Вы не обязаны выбирать, но это происходит.
  • 1. Я – маленький винтик в большой машине. Человек сливается с организацией не как человек, а как ее часть. Или выполняет приказы беспрекословно, даже если это противоречит его человеческим принципам .
  • 2. Восстание или бунт против организации.

Слияние или борьба.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере нашего семинара.
Атаки на организацию начались с самого начала. Они выражались в форме недовольства организаторами, ведущим и переводчиком. И главная мысль: давайте разрушим все, что здесь есть. Если это в точности не соответствует тому, что было изначально, то давайте это разрушим. И это приводит нас к фундаментальным формам сопротивления против организации или атаки.
Есть три формы атаки –
  • 1. Атака на первичную задачу.
  • 2. Атака на системные границы
  • 3. Атака на властные фигуры.
Атака на первичную задачу.
Для примера, сегодня была атака на основную задачу во время матрицы сновидений. Люди старались превратить формат матрицы социальных сновидений в формат Большой Группы. Это типичный способ сопротивления групповым задачам – замещение основной цели.
Частый пример атаки на задачу в супервизионных группах – когда супервизионная группа стремится превратиться в терапевтическую. Они говорят, эта группа слишком структурированная, слишком формальная, слишком неактивная, слишком поверхностная, то есть всячески подталкивают ведущего к превращению Группы в терапевтическую.
Если я веду терапевтическую Группу в профессиональном сообществе, они, наоборот, стараются превратиться не в супервизионную. То есть, какое бы Вы не написали расписание и заявили цели, они не будут устраивать участников, и они будут говорить, что можно бы было сделать по-другому.
Атака на границы организации.
Самый изощрённый вариант – опоздания. Это самый распространённый паттерн проведения атаки со стороны большой группы на организацию. И это имеет эффект домино или снежного кома. Но первая костяшка домино – это первопричина и, кажется, что если её убрать, то никто не будет опаздывать.
Всегда остаётся неизвестно, кто же начал эту культуру опозданий. Поскольку это очень скрыто – то это хороший замаскированный способ атаки на границы.
Сложные механизмы бессознательного создаются вокруг опоздания. Несмотря на то, что причины опоздания серьезные, форс-мажорные и человек может очень извиняться и раскаиваться из-за своего опоздания, но, тем не менее, это атака на границы. Извинения замещают истинную вину за атаку.
Мы рассматривает опоздания как проявления ненависти со стороны большой группе к организации. Это проявляется и в малых группах, и в средних, и в индивидуальной терапии.
Хочу подчеркнуть, что в этом виде атаки на организацию – звучит декларация свободы: я сам решаю для себя, когда мне придти. У меня есть свой подход, власть, воля.
Атака на лидера имеет две формы:
  • 1. Прямая атака на лидера – поиски неточностей в работе лидера.
В первый день мы это видели в ошибках в планировании первого дня не со стороны ведущей, а организаторов по времени – то что получилось было не тем, что было заявлено в расписании, и это вызвало недовольство Большой Группы. И большая группа долго это обсуждала. Это не значит, что организаторы все неправильно сделали. Большая группа сфокусировалась и долго обсуждала это, потому что нужно было найти тему, через которую высказать свою ненависть и претензию на свободу. Атаки на переводчика вызвали у неё соматическую реакцию – она начала кашлять и терять голос.
  • 2.Косвенные атаки на лидера:
Власть – это выбор.
Во власть выбираются люди компромиссные с точки зрения всех эмоций, которые появляются по поводу фигуры лидера. Это проявляется в том, что во многих организациях сам процесс выборов иррационален и основан на примитивных эмоциях, но показывают процесс выборов как рациональный.
Применяется этот способ ( бессознательного выбора компромисса), чтобы избежать войны.
В одной организации недавно выбирали президента, который относится к третьей подгруппе, которая не относится к двум большим подгруппам.
Выборы руководителя очень часто не для того, чтобы предотвратить войну, а для удовлетворения бессознательной идеи компромисса.
  • 1.Пример. Трамп в США.
Очевидно глупый человек, неудачник, потерял миллиарды. За все что не брался, он проваливал. Но его консультанты приподнимали его как человека, который может принести чудо. Это похоже на чудо, что его выбрали, но он сам и его консультанты сосредоточились на удовлетворении фантазий людей.
  • 2. Пример моей страны. Биньямина Нетаньяху.
Биби выбирают потому, что кажется, что он может обеспечить безопасность. Он постоянно говорит – только я обеспечу и обеспечиваю безопасность!!! Хотя в южных районах бомбардировки, но люди верят, что он приносит безопасность, потому что он постоянно об этом говорит.
  • 3. Пример. Турция и Эрдоган
Его постоянно выбирают, потому что он умудряется удовлетворять коллективное бессознательное. Хотя очевидно, что экономика при нем развалилась, но он говорит, что только я смогу её поднять. И ему верят.
Организация обеспечивает удержание от центробежных сил, контейнирование и служит защитой от хаоса, а также даёт якорь для членов организации, который останавливает регрессию.
Но при этом организация всегда требует от человека взять ответственность и принадлежать к ней всеми частями тела. Она ограничивает свободу и удовольствие членов из-за нарциссических проблем, потому что не каждый может быть лидером организации и это (ограничение свободы и правила) предохраняет организацию от разрушения.

При работе с организациями как решается вопрос между иерархией и хаосом?

Два Группаналитических метода работы с организацией
  • 1.сандвич модель. Сандвич модель применяется с организациями, где есть постоянная война между подгруппами и внутри отделов.

Сэндвич модель, когда делают малые группы и Большие. Малая группа относительно более защищенная группа и похожа на семью. А в большой группе больше непредсказуемости и незащищенности. Возвращаясь в малую Группу можно проработать страхи поднявшиеся на большой группе.

  • 2.соцматрица сновидений

В чем природа агрессивных импульсов против организации?

Эффект атаки на организацию с целью её разрушения – это всегда нападение на себя, кроме того случая, когда организация психотическая. Например, Гитлер и Германия после 33 года.
Можно говорить и про опоздания – с одной стороны это атака, а с другой стороны манифест свободы.
Вот что это за атака? Показывает на участника, который храпит перед ней. Сел передо мной и спит. Общий Смех.

 Куда включается руководство организации при работе с организацией?

Как правило руководство не участвует ни в большой, ни в малой, но я считаю, что они должны участвовать и в работе малых и больших групп. Лидеры были втянуты в свою традиционную роль. И я называю это втягивающей моделью.
Например, человек активно рационализировал на большой группе, разрушая её.
Марченко Виктор.Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"
Или что было на нашем семинара: Я это видела в том, что Виктора постоянно выдвигали на роль оратора и кто-то спросил, а почему ты это делаешь? Но на самом деле группа вынудила Виктора взять эту роль, и он в ней оставался. Вот это втягивающая модель. ( проективная идентификация?)
Фраза вызвавшая смех:
-Питер такое место куда хочется приезжать. -Не, Питер – это место, где москвичи могут поговорить другим с другом.
Татьяна Фазлеева и Марченко Виктор.Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"Татьяна Фазлеева и Марченко Виктор.Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"Татьяна Фазлеева и Марченко Виктор.Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"Семинар Гилы Офер "Группанализ в работе с Большими группами"

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Спасибо, что поделились в соц. сетях:

Обучение психотерапии по европейским стандартам.

ЗАПИСАТЬСЯ

Обучение групп-анализу

Свежие записи