Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы.
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 
         Сайт
   Общественного
фонда Группанализ

конт. телефоны:
  +7 777 2744029     Марченко Виктор
  +7 777 2820704 Фазлеева Татьяна 

Групповая работа.

Стадии развития психотерапевтической группы.

Групповая работа, групповой процесс – это особенности взаимодействия участников в группе и динамика изменения качеств самой группы.

Под динамикой группового процесса обычно понимают особенности начальной, срединной и фазы окончания, распада группы.

Особенность долгосрочных психотерапевтических групп в том, что они могут существовать неопределенно долгое время – одни участники приходят, другие уходят, но группа как целое остается жить.

Можно выделить четыре основные стадии развития группы:

1. Начальная стадия или стадия знакомства и поиска смысла, цели;

2. Стадия группового конфликта или захват позиций;

3. Установление групповых норм или развитие сплоченности и работа;

4. Завершение или распад группы.

Начальная стадия или стадия знакомства и поиска смысла, цели

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

Долгосрочная психотерапевтическая групповая работа характеризуется следующими особенностями. Первая – нет четкой даты окончания терапии, фактически любой участник может уйти в любой момент. Единственно, что в групповом соглашении обычно оговариваются немотивированные уходы и участников просят предупредить об уходе, как минимум, за три сессии до ухода. Вторая особенность – в долгосрочную группу набирают участников разного возраста, разного социального статуса, с разными структурами личности и с разными психологическими проблемами. По сути, разным людям нужно найти что-то своё в группе, какой-то собственный вариант терапии.

Правило Свободной Интеракции – говорить то, что приходит в голову любому из участников группы, накладывает обязательство на участников и ведущего – создать оптимальные групповые нормы. И поэтому перед участниками на начальной стадии формирования группы встают две основные задачи.

Первая задача: участникам надо определить метод выполнения основной задачи – исцеление от невротических симптомов.

Другими словами, что и как Я должен делать, чтобы достигать максимальных результатов в терапии? Это процедурная задача – как себя вести, о чем и как говорить и так далее. О том, КАК не говорит Основное Правило, но чрезвычайно важно для достижения терапевтических задач.

Вторая задача: участники должны прояснить взаимоотношения между собой – другими словами, должны создать для себя социальную нишу в группе.

Это дает не только состояние определенности «Кто Я в этой группе?», необходимое для выполнения основной задачи, но и дополнительное удовлетворение от участия в группе.

В обычных социальных группах эти две задачи четко разделяются. Мы попадаем в новый рабочий коллектив, на новую работу и нам объясняют, что и как делать, а также кто что из себя представляет. О нас окружающие тоже выносят суждение. В терапевтической группе эти обе задачи сливаются – потому что и как делать и то что я из себя представляю одновременно являются и методом, и целью психотерапевтической группы.

Эта стадия может длиться от одной до 12-15 сессий. Если в группе есть участники с опытом психологических групп, то они обычно начинают первыми откровенно говорить о себе, и это становится сигналом для остальных, что можно и нам, раз «опытные» уже начали.

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

На стадии знакомства пациенты делятся с группой «болячками», а окружающие сочувственно помогают советами, что и как сделать. «Вам надо обратиться туда-то и туда-то. А вот тот доктор очень хорош и стоит недорого» и т.п. Такая помощь редко несет что-то действительно полезное, но факт заботы и участия важен, так как сближает и сплачивает участников группы. За советами участников скрывается интерес к другому человеку: «Ты мне не безразличен. Ты мне интересен». И это бессознательное послание объединяет участников, помогает распознавать «друзей» и «врагов».

В более зрелых группах участники очень редко дают советы, скорее, говорят о своем отношении к болезненной теме или выражают свое мнение, свои чувства по отношению к человеку, попавшему в эту ситуацию, и это гораздо действеннее любых советов. Но уровень такого группового общения возникает не сразу. Вначале необходимо, чтобы участники «прощупали» друг друга, определились с теми ролями, которые будут играть на группе. Выяснили вопросы: что можно? А что нельзя?

Обычно если группа слишком долго застревает на «коктейльных темах», то это значит – ее развитие сильно заблокировано.

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

В целом, это период любого развития группы и механизмы приспособления к другим людям очень многое говорят наблюдательному психотерапевту. В дальнейшем первое впечатление от других участников и от группы анализируется участниками повторно, и часто люди делают поразительные открытия: те, кто с первого взгляда понравился, вдруг перестают нравиться или наоборот.

В процессе подготовки к группе ведущий рассказывал о разных «ужасах», сопровождающий личностный рост, а оказывается это не так уж и «ужасно», как представлялось. Кто-то после этого открытия вздыхает с облегчением, а кто-то разочаровывается – уж слишком все легко и поверхностно. Но эта стадия необходима для знакомства, а также для общего впечатления о наиболее оптимальном поведении в группе.

Стадия группового конфликта или захват позиций

Если первая стадия нам знакома по социальным ситуациям взаимодействия с малознакомыми людьми, то вторая стадия развития группы встречается менее часто, но очень важна для становления структуры взаимоотношений и групповых норм. Второй стадии присуща повышенная конфликтность как между участниками, так и между участниками и ведущим. Для долгосрочной психотерапевтической группы норма – выяснение отношений по типу, кто сильнее? «Вечеринка» закончилась, еще не наступило время для серьезной психотерапевтической работы, но время «стандартизированных» социальных отношений кончилось.

На этой стадии развития группового процесса участники начинают открыто высказывать мнение о других участниках.

Участники начинают конфронтировать манеру поведения ведущего и других участников. В целом эта стадия – сплошной конфликт. Формально конфликт может быть разным: начиная от разницы в возрасте, заканчивая регламентом выступлений. Но психологическое содержание этой стадии в том, чтобы выяснить

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

«Кто главный? Кто любимый ребенок ведущего? Кто наверху, а кто внизу? К кому можно прислушиваться, а к кому не надо?». В принципе – это борьба за власть, борьба за признание и одобрительную оценку окружающих.

Есть разные психологические группы, и в краткосрочных группах конфликт за власть тушится обычными социальными стереотипами: «Я ведущий и Я говорю Вам, что делать и Вы это делаете». Так поступают начальники в любом коллективе, в любой учебной и производственной группе – активно указывают кому, как и что делать. По сути, контролируют ситуацию.

Но в долгосрочной психотерапевтической группе ситуация иная – ведущий пассивен, и со стороны может показаться, что заботится только об одном – чтобы групповая работа начиналась и заканчивалась в установленное время. Тем самым он дает участникам возможность максимально проявить себя в ситуации неопределенности – кто будет ведущим, когда ведущий не борется за власть?

Но этим вызывает огромную агрессию, так как не выполняет социально привычную функцию ведущего – снижать неопределенность групповых взаимодействий. Такое необычное поведение ведущего позволяет прояснять внутренние структуры Я участников и выходить на ограничивающие убеждения и неадекватные стереотипы приспособления к неопределенности.

Например, один молодой человек, обратившийся на психотерапию с основной проблемой «Мне попадаются начальники, которые все время на меня давят и поэтому я постоянно меняю место работы», сказал ведущему во время очередной склоки участников из-за количества времени на каждого: «Вы что изображаете часы с кукушкой? Вы только и говорите: на сегодня время закончилось. Пора остановиться. А что-то еще Вы можете делать или будете так сидеть?». В дальнейшем этот эпизод получил развитие, он постоянно хотел, чтобы ведущий его контролировал, но в то же время «бунтовал» против каждого контролирующего действия.

В целом, возникновение враждебности к пассивному ведущему является неотъемлемой частью истории любой долгосрочной группы.

Как бы ведущий не объяснял особенности групповой работы, что это опыт самораскрытия и приобретения собственного опыта методом «проб и ошибок», что группа – это самостоятельная работа над собой в ситуации, максимально открытой коммуникации, все равно любой пациент обычно надеется, что «именно ему» ведущий будет уделять максимум внимания, что «именно про него» ведущий больше всех думает. В сущности каждый из нас верит в то, что Дед Мороз существует или, по крайней мере, есть люди (такие, как психотерапевт), которые «все знают и могут». И в какой-то мере злость и враждебность к ведущему заключаются в осознании истины, что ведущий тоже человек со слабостями и недостатками. Что ведущий неидеален и не собирается выделять кого-то из участников группы «особым» вниманием. Ведущий не встает на чью-либо сторону, не говорит: «Ты прав, а ты нет».

Ведущий просто защищает Основное Правило – говорить то, что приходит в голову. И в этой ситуации все правы, кроме тех, кто грубо нарушает групповое соглашение. Например, можно говорить все, что приходит в голову, но активно действовать, «давать волю» рукам нельзя.

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

Это довольно неприятная стадия групповой работы и для участников, и для ведущего, потому что вот вроде бы и рассказали свои истории, вот и потешили друг друга анекдотами, а когда же начнется работа и если она «не началась», то кто виноват? Ведущий!

Есть такой групповой феномен – внутригрупповая консолидация при наличии внешнего врага. Группа создает «козла отпущения», чтобы не чувствовать собственное бессилие и ярость оттого, что «ничего не происходит». И главная задача ведущего – перевести огонь на себя, и если он этого не сделает, то группа найдет «козла отпущения» среди участников или он слишком разговорчивый, или, наоборот, молчаливый. Это неважно. Главное, что «он не такой, как МЫ». Наверное, это и есть одна из главных функций ведущего – переводить агрессию группы в свой адрес и спокойно с ней разбираться. Ведь на самом деле: кто виноват? Ведущий!

Есть успокаивающее психотерапевта явление во время этого массового бунта и мятежа. В своих нападках на терапевта участники никогда не бывают единодушными. Кто-то обязательно «за», кто-то «против», но группа делится на подгруппы и конфликтуют уже не отдельные участники между собой, а убеждения подгрупп.

В каждой подгруппе есть сторонники и противники терапевта. И выяснение отношений между подгруппами косвенно выявляет и корректирует внутриличностные конфликты участников.

Общее наблюдение за самыми яростными «борцами» с терапевтом и групповыми правилами – это люди с наибольшими проблемами в области зависимости – независимости. Часто характер их проблем и манера проявления внутренних конфликтов в ситуации групповой неопределенности говорят о том, что они не могут найти «золотую середину» между управлением и подчинением. Такие пациенты то начинают чересчур демонстративно подчиняться и превозносить ведущего, то начинают чересчур подозрительно относиться к любым попыткам контролировать их поведение.

Другая категория участников – защитники терапевта.

Возможно, им надо помочь разобраться, почему важно видеть ведущего «на белом коне»? Может оказаться, что они слишком идеализируют образ ведущего и сопротивляются рассмотрению и анализу любых его недостатков. Кто-то воспринимает ведущего как «слишком хрупкую личность» и его надо защищать, чтобы не «сломали».

В принципе, вторая стадия развития группы характеризуется переходом от «стандартных общесоциальных» отношений к более интенсивному и глубокому личностному взаимодействию. Это уровень критических обстоятельств. В какой-то мере борьба за власть, за пересмотр групповых норм никогда не затухает.

Установление групповых норм или развитие сплоченности и работа

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

После преодоления формальных отношений первой и разъединяющих конфликтов второй стадии группа переходит на уровень стандартных психотерапевтических отношений. Этот уровень характеризуется возросшими теплотой в отношениях, уровнем самораскрытия и взаимного доверия. Группа впервые подходит к интимному уровню общения. В принципе зрелая группа дрейфует между уровнем устойчиво хороших стандартных отношений к уровню критических обстоятельств, к интимности и обратно.

Лишь в моменты появления новых участников группа несколько регрессирует к формальным отношениям, поддержанию контакта, групповому конфликту и опять к уровню стандартных отношений. Но самое интересно, что с каждым новым участником процесс регрессии и прогрессии у зрелых членов группы протекает все более быстро. Зрелые члены группы гораздо лучше понимают новых участников, чем понимали друг друга в стадии группового конфликта.

Огромное достижение этой стадии в том, что каждый член группы переживает восхитительное чувство единства со всей группой и с отдельными участниками в особенности. Как сказала одна пациентка: «Вы все такие родные! Скучаю, когда долго Вас не вижу».

Участники с нетерпением ждут групповых собраний, и встречи проходят под знаком все большего и большего самораскрытия и раскрепощения. Опозданий и пропусков почти нет. Понятна групповая цель: «Вот мы наконец и достигли горизонта! Ведущий – такой милый и знающий! И остальные члены как на подбор, у каждого свои достоинства».

Опасность этой стадии: группа стремится сохранить теплые, интимные отношения, и никто никого не хочет обидеть резким словом или противоположным мнением. Но через некоторое время противоречия накапливаются, но общее стремление к гармонии выражается в игнорировании, подавлении, замалчивании недовольства поведением других. И вот спонтанно достигнутая интимность, чувство единения превращаются в ритуал. Улыбки становятся натянутыми, и то, что вчера радовало, перестает приносить удовольствие и облегчение.

Чтобы групповая работа не превратилась в надоевший и неразвивающий участников ритуал, необходима свобода для проявления спонтанных эмоций. Только в случае открытого столкновения аффекты участников начинают прорабатываться, а не уходить вглубь. Только когда участники достигают свободного дрейфа от интимности к конфликту, без потери объединяющего единства, только тогда группа вступает в пору зрелости и начинается глубокая проработка характерологических свойств личности каждого участника.

По сути, это состояние свободы и принятия как негативных, так и позитивных эмоций, эта открытость как к критике, так и к комплиментам характеризует зрелую группу. И такое состояние сохраняется вплоть до распада группы как единого организма. Или в долгосрочной группе – до «нормальной» терминации участника. А это происходит, когда человек чувствует, что группа дала все, что хотел взять, и проблемы, побудившие обратиться к психотерапевту, успешно разрешены.

Завершение или распад группы

Ну, а правда, как узнать что психоанализ надо заканчивать? И когда он заканчивается?

Групповая работа. Стадии развития психотерапевтической группы. Психотерапия в Алматы

Я уже писал, что в сущности есть два взгляда на психологические проблемы. Один можно условно назвать статическим – жизнь человека воспринимается как некая завершенная целостность, как неживая, не развивающаяся машина. И с этой точки зрения проблемы, болезни – это поломки аппарата и их надо устранить, и тогда все будет хорошо.

Динамический взгляд на жизнь человека предполагает, что проблемы – это страдания, вызываемые задержкой личностного роста, развития. И излечение происходит с устранением препятствия к ближайшей цели развития. Но такой взгляд предполагает, что у развития не может быть какой-либо конечной, статической формы, а это значит, что психотерапия не может раз и навсегда разрешить все настоящие и будущие проблемы развития человека.

В результате успешной психотерапии, продуктивного анализа никогда не бывает на выходе Совершенного Всемогущего Существа (а интересно, где-нибудь бывает?). То, что достигают пациенты аналитика в результате интенсивной работы над собственной жизнью, – это переход на следующую ступень развития.

Если смотреть на длительность психотерапии формально, глазами статистики, то в Англии, где государственная страховка психотерапии, пациент в среднем ходит на психоаналитическую группу восемь сессий в месяц в течение двух лет. А в США, где пациенты оплачивают долгосрочную психотерапию из собственного кармана, – 18 месяцев.

В целом, в долгосрочной группе пациенты занимаются от одного года до пяти лет. При этом от 30% до 60% уходят в течение 12-20 первых сессий. Это тяжело – постигать себя и свою жизнь. Кстати, примерно такие же данные и по долгосрочным группам изучения иностранного языка. Кто-то уходит почти сразу, а кто-то достигает приличных высот владения языком как родным. Так же, как и по спортивным группам и другим группам, где есть принцип добровольности.

Групповая работа в рамках психоанализа – это процесс ускоренной эволюции. А результат – переход на следующую ступень развития.

С Уважением groupanalysis.kz

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Спасибо, что поделились в соц. сетях:

Обучение психотерапии по европейским стандартам.

ЗАПИСАТЬСЯ

Обучение групп-анализу

Свежие записи